Раджа йога: эволюция через служение. Раджа-йога (философские аспекты йоги) Улучшаются творческие способности

Раджа-йога базируется на трудах великого йогина Патанджали «Йога-сутры». Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями, а также над своей животной и божественной натурой.

Раджа-йога практикуется для освобождения своего негативного мышления при помощи позитивных идей.

Раджа-йога говорит, что в жизни человека есть страдания. Она рассказывает откуда они возникают, как преодолеть их и какие способы существуют. Строгое выполнение всех предписаний ведёт к освобождению от всех мирских страданий и к неиссякаемому внутреннему покою и счастью.

Методы

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что он всего лишь капелька воды в бесконечном океане знания и блаженства . Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.

Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.

Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.

Восемь ступеней

Раджа-йога включает в себя 8 ступеней (): , пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.

Яма

Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:

  1. (не причинение вреда себе и всему живому).
  2. Сатья (честность, правдивость).
  3. Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
  4. Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
  5. (видение Бога во всём).

Нияма

Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:

  1. Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
  2. Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
  3. Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
  4. Свадхьяя (изучение духовной литературы).
  5. Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).

Асана

Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».

Пранаяма

Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).

Пратьяхара

Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.

Дхарана

Шестая ступень йоги. Ее основа – умение максимально сконцентрироваться на идее.

Дхьяна

В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.

Самадхи

И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.

Раджа и Хатха

В Раджа-йоге упор именно на сознание. Практикуя, человек становится физически здоровым, психически сильным и духовно возвышенным.

В смысл – преодолеть своё ограниченное тело, сделать его совершенным и тем самым достичь просветления. В Раджа-йоге цель – превзойти ограниченный ум, полный иллюзий. Их объединяет один принцип – преодоление. Но преимущество Раджа-йоги в том, что она помогает человеку познать фундаментальную философию себя и всего мира. Но тут важную роль играет то, что человек ищет.

Цель

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу – это приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.

Большинство людей думают, что целью Раджа-йоги является исключительно достижение Самадхи, то есть освобождения души от негативности, от того, что причиняет боль и страдание. Конечно же, избавление от всего этого - одна из целей Раджа-йоги, но существуют и другие цели, не менее важные: например, достижение в повседневной жизни состояния глубокого покоя и блаженства .

Каждый человек хочет не просто жить, но жить спокойно. И эта цель может быть реализована с помощью медитации.

В жизни каждого человека бывают взлеты и падения, успехи и неудачи. Сохранить ментальное спокойствие и самообладание во всех ситуациях - к этому, безусловно, стремится каждый.

В Индии символ цветка лотоса отражает стиль жизни и ментальное состояние раджа-йога. Лотос растет в грязном пруду, в болоте, и тем менее, всегда остается не запятнанным грязью. Такое замечательное качество дало ему в Индии своего рода статус национального цветка. Точно так же и раджа-йоги живут среди людей, в той же социальной среде, но ее негативные проявления их не затрагивают. Они способны сохранять ясность ума в любых ситуациях.

Другим символом, представляющим стиль жизни йога, является черепаха . Она тоже обладает одним замечательным качеством: во время движения по земле или в воде она пользуется своими конечностями, но может их втянуть под панцирь. Считается, что благодаря способности расслабляться, черепаха живет очень долго. То же самое относится к раджа-йогам. Они исправно и точно выполняют свои профессиональные, общественные и домашние обязанности, а затем ментально возвращаются обратно к себе, под панцирь. На некоторое время приостанавливается всякая физическая деятельность, наступает ментальная релаксация, полное отстранение от физического мира. Йог успокаивает ум, и это глубокое расслабление приносит ему большую пользу.

Часто упоминается еще один символ - лебедь . В мифах сказано, что лебеди не едят червей, а питаются только жемчугом. Конечно, не следует понимать это буквально. Смысл сравнения состоит в том, что раджа-йоги не воспринимают негативные стороны жизни людей; наоборот, они пробуждают в каждом человеке добрые чувства и при этом не обращают внимание на слабости и недостатки тех, с кем вступают в контакт, стараясь видеть в них только добродетельные качества.

Существуют и другие принципы жизни по Раджа-йоге, другие представления об ее целях и намерениях. Однако самая главная и неотложная задача состоит в том, чтобы достигнуть совершенной чистоты и покоя. Раджа-йоги стремятся к полной внутренней трансформации. Они прилагают усилия, чтобы очистить свои привычки, приобрести божественные добродетели, без которых невозможно получить Освобождение и Совершенство. Безусловно, раджа-йоги хотят стать ангелами на Земле, но они знают также: чтобы избавиться от грехов, необходимо заменить свои плохие привычки на святые качества, оставить земные привязанности и отдать свою любовь и смирение на службу человечеству.

Итак, для достижения конечной цели Раджа-йоги - состояния Божественного Блаженства, то есть вечного счастья, совершенства и освобождения от всего негативного, - необходимы: стабилизация в духовном сознании, самопросвещение, усвоение духовной мудрости и соблюдение принципов чистоты. А для этого, йог должен практиковать медитацию и твердо соблюдать соответствующие принципы в повседневной жизни.

Практика медитации в Раджа-йоге проста и общедоступна. Для начала можно сесть в любую позу; главное, чтобы она не доставляла каких-либо неудобств и физического напряжения и не отвлекала внимания; то есть чтобы в этой позе йог чувствовал себя удобно и вместе с тем бодро. Спина должна быть выпрямлена, насколько это возможно.

Медитация - ментальный процесс, в котором тело не участвует. Более того, медитирующий должен полностью забыть о своем теле. Он размышляет о своем истинном "я" - Сознательной сущности, которая думает, оценивает, решает, чувствует, помнит, совершает действия посредством мозга и тела. Мозг - это пульт управления, распределительный щит с обратной связью, а тело - это робот, выполняющий приказы. Внутреннее существо, которое управляет ими, - тот, кто имеет свои цели, желания, эмоции. Именно эту сущность и называют "я". Это не физическая самость, когда по отношению к телу говорят "мой", "мое". "Я" не есть тело, но "я" - душа, находящаяся в теле, как водитель, сидящий за рулем автомобиля. Водитель решает куда ехать, как ехать и с какой скоростью. Он обладает побуждающей силой, тогда как автомобиль имеет только механическую возможность реализовать ее.

Есть много исследований в области медицины, психиатрии и философии по вопросу о реинкарнации. Один из исследователей - Ян Стивенсон - описал более ста случаев реинкарнации. В Индии тоже собраны, записаны на видео такого рода истории. Некоторые медики провели исследования пациентов, находившихся на грани смерти, и описали их переживания состояния вне тела. Другие опыты были проведены с людьми, погруженными в гипнотический сон. Рассказы их были тщательно исследованы и признаны корректными. Все эти факты дают основание верить в существование души. Еще один фактор - собственные ощущения.

Таким образом, первый шаг в практике медитации - это утвердиться в мысли: "Я ЕСТЬ ДУША. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ". Ну а что же есть душа?

Душа - это точка нематериального света. Мы не можем ее увидеть с помощью нашего физического зрения, потому что душа не материальна. Ее можно увидеть "третьим глазом", то есть глазом ума. Когда наш ум становится чистым и пробуждаются наши скрытые возможности, мы обретаем это зрение. Таким образом, следующая мысль в практике медитации: "Я ЕСТЬ ТОЧКА СВЕТА".

Кроме того, многие нейробиологи тоже утверждают, что есть основание считать, что разум и душа не тождественны мозг у . Один из них - Нобелевский лауреат сэр Джон Эклс. Некоторые физики, такие как Шредингер, Юджин Бинер, тоже считают Сознание отдельной реальностью.

Из собственного опыта, из опыта других мы также знаем, что каждое живое существо стремится к спокойной жизни, ждет любви и хорошего поведения от других, то есть соблюдения некоторых принципов правильного поведения и хорошего характера. Даже если кто-то слишком возбужден и даже находится в ярости, он все равно внутренне старается избавиться от этого состояния и снова обрести покой. Это доказывает, что истинная природа души - мирная и спокойная. Поэтому следующая мысль в практике медитации: "В МОЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЕ Я СПОКОЕН, ЧИСТ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН".

Из повседневных наблюдений мы знаем, что души не в одинаковой степени чисты и спокойны. Некоторые нравственно возвышенны, другие тоже, но в меньшей степени. Некоторые - спокойны, а другие настолько спокойны, что даже в самой напряженной ситуации не теряют этого состояния и передают его другим.

Поэтому среди душ есть великие души и одна самая Великая и Совершенная - Бог .Он тоже является точкой света, но Он совершенен, полон покоя, знания и любви. Мы можем увидеть Его с помощью "третьего глаза", можем познать и ощутить Его. Точно так же, как Ньютона называют отцом науки, мэра - отцом города, освободителя страны - отцом нации, так мы называем Его Отцом, потому что Он - основоположник чистоты и покоя в мире, а себя мы считаем Его детьми.

"Как мы о себе думаем - такими мы и становимся" - один из основных постулатов психологии. На собственном опыте мы знаем, что когда мы думаем о достоинствах человека, то испытываем умиротворение и хорошие качества проявляются в нашем уме. Когда думаем о его негативных свойствах, то испытываем совершенно противоположные чувства. Поэтому, осознавая Бога, Всевышнюю Душу, и Его высокие качества, мы автоматически проявляем Его божественные добродетели в себе. Такая практика называется практикой "осознания души", или "суперсознания". Она позволяет отстраниться от тела, подняться на более высокий уровень сознания, испытать покой и блаженство.

Итак, мысли для практики медитации Раджа-йоги можно свести к следующему: "Я - душа, я - точка света: моя истинная природа - чистота и покой; я - ребенок Бога, мой любимый Отец совершенен, полон покоя, любви и блаженства". Когда мы размышляем над этим и в нашем уме нет никаких других мыслей, мы погружаемся в глубокое переживание. Именно это влечет за собой внутреннее преображение, вносит изменения в поведение, улучшает здоровье, повышает работоспособность, наполняет жизненными силами и так далее.

Такую медитацию можно проводить в течение короткого времени или тридцати минут, или одного часа. А можно периодически в течение всего дня во время работы. Чтобы достигнуть совершенства в этой практике, нужно следовать принципу ненасилия, иметь удовлетворенность и терпение.

Б. К. Чакрадхари,
Генеральный Директор филиалов Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в России и других странах СНГ и Балтии,
Директор Музея Духовного Знания и Раджа йоги, Дели,
Национальный Координатор женского крыла Фонда преподавания и исследования Раджа йоги (Индия)


Введение | История Университета | БК и ООН
Вопросы и ответы | Как учиться | Литература | Публикации
Адреса | События | Программы в ближайшее время

В докладе рассматривается практика Раджа Йоги, которая преподается в Брахма Кумарис Всемирном Духовном Университете (БКВДУ), основанном в 1936 году в Индии.
Данная практика отличается от широко известной классической Раджа-йоги, поэтому в дальнейшем мы будем называть ее Легкая Раджа Йога. Такое название также можно встретить в литературе, посвященной этой практике (см. перечень литературы в конце статьи).

Истоки Легкой Раджа-Йоги
Легкая Раджа-Йога преподается во Всемирном Духовном Университете Брахма Кумарис (БКВДУ), который был основан в 1936 году. БКВДУ - международная общественная благотворительная организация, дающая духовно-нравственное образование.
Брахма Кумарис - это более 9000 центров в 130 странах. Легкой Раджа Йогой регулярно занимаются свыше 900 тысяч студентов БКВДУ на всех континентах. Университет участвует в международных проектах, активно сотрудничая с ООН и ЮНЕСКО.

Теория и практика Легкой Раджа Йоги
Премьер-министр Индии Нарендра Моди описал чудодейственные свойства йоги и заявил, что она может помочь в решении мировых проблем: «Йога - бесценный дар нашей древней традиции. Она олицетворяет единство духа и тела, мыслей и поступков, гармонию людей с природой. Она помогает человеку ощутить единство с самим собой, окружающими и с природой».

Легкая Раджа Йога, преподаваемая в БКВДУ, включает в себя определенный режим дня, систему вегетарианского питания, практику медитации и правила поведения. Эта практика по сути очень похожа на классическую Раджа-йогу, которая включает в себя восемь ступеней: яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Однако есть и весьма существенные отличия.

Практичность, эффективность и доступность - это главные критерии, которые просматриваются как в изложении теории, так и в самой практике Легкой Раджа Йоги. Девиз студентов БКВДУ: «Хочешь изменить мир - начни с себя. Хочешь изменить себя - начни со своих мыслей».

На протяжении всей истории возникали и развивались различные формы йоги. Каждая фокусировалась на определенных методах и практиках для достижения целей:
- личностное освобождение (от иллюзий и страданий);
- достижение совершенства сознания и улучшение характера;
- восстановление связи между умом и телом;
- состояние внутреннего счастья, на основе самопознания;
- восстановление близких отношений с Богом, которые были потеряны.

Разные виды Йоги тем или иным образом в какой-то степени ведут к этим целям.
* Хатха Йога - система физических поз (асан), цель которых состоит в том, чтобы очистить и укрепить физическое тело. А также, благодаря концентрации внимания и контроле внутреннего состояния, подготовка сознания для глубокого самосозерцания (размышления).
* Карма Йога - самоотверженное бескорыстное служение окружающим людям с осознанием Бога как вершителя.
* Мантра Йога - сосредоточение сознания на звуке с помощью повторения определенных универсальных звуков (мантр), являющихся представлением особого аспекта Духа.
* Бхакти Йога - всеобъемлющая преданность, стремление видеть и любить в каждом существе и во всем мире божественную суть, поддерживая таким образом постоянный культ поклонения.
* Джнана Йога - путь мудрости, ведущий к пробуждению интеллекта (открытие третьего глаза) и последующее применение его на практике для достижения духовного освобождения.
* Раджа Йога - самый высокий, Королевский путь Йоги, систематизированный во втором веке до н.э. индийским мудрецом Патанджали, который объединил сущность всех других путей.

Фундаментом практики Раджа Йоги - являются духовно-нравственные ценности, а главные цели - самоосознание своей духовной сущности и духовное пробуждение, развитие личных отношений с Богом и обретение внутренней гармонии и целостности личности.

Сильная свободная от всего негативного личность, которая в своих действиях проявляет добродетели, становится вдохновляющим примером для окружающих. Духовная сила личности проявляется в том, насколько стабильными и чистыми, свободными от негативных эмоций, мы остаемся во время испытаний и жизненных проблем, а также в том, сколько спокойствия, силы, радости, любви и поддержки мы ежедневно дарим окружающим.

Легкая Раджа Йога, преподаваемая в БКВДУ, связывает процесс духовного самосовершенствования с четырьмя основными предметами (вместо восьми ступеней в классической Раджа-йоге):
* Гьян - изучение духовного знания, понимание духовных законов;
* Йога - практика медитации;
* Дхарна - усвоение духовности в своей практической жизни, развитие сильного возвышенного характера на основе добродетелей;
* Сева - духовное служение обществу.

Духовное знание (Гьян), которое нужно освоить для успешной практики медитации Раджа-Йоги, включает в себя четыре базовых урока. Основные идеи этих уроков следующие.

1. Кто Я? Сознание Души
То, что мы обычно называем и осознаем как «Я», является сознательной энергией, жизненной силой, управляющей телом. В Раджа Йоге «Я» обозначается как душа - сознательное существо, отличное от тела. Душа по своим качествам и природе принципиально отличается от физического тела и любого объекта материального мира. Каждая душа - вечная, уникальная (как личность), источник чистой духовной энергии. Она абсолютно положительная по своей изначальной природе. По форме душа - точка, источник духовного света и обитает в теле в центре лба между бровями (область третьего глаза).

Если душа забывает себя, то она будто засыпает и забывает свои изначальные духовные качества: спокойствие, счастье, любовь, силу, чистоту, мудрость. Тогда в душе развиваются слабости, недостатки и греховные наклонности, что, в свою очередь, рано или поздно приводит к потерям и печали.

Цель этого урока - развить чистое духовное самоосознание: «Я - душа. Я - источник позитивной энергии. Я управляю своими мыслями», в отличие от преобладающего «сознания тела», когда человек считает себя ограниченным и смертным существом.

Душа обладает тремя способностями:
* Ум - отвечает за создание мыслей и чувств;
* Интеллект - способность различать, выбирать и принимать решения;
* Санскары - способность запечатлевать (запоминать, сохранять) весь полученный опыт. На основе санскар формируются привычки и качества характера.

Когда личность начинает осознавать себя исключительно душой, то появляется сила управлять умом, своими мыслями, принимать точные решения с помощью интеллекта и формировать сильный позитивный характер. В телесном сознании ум и интеллект часто попадают под влияние приобретенных чужеродных и вредных санскар. Это создает проблемы и беспокойство.

2. Высшая Душа
У всех душ один Отец - Высшая Душа, Бог. Бог един для всех: все принадлежат Ему, а Он принадлежит всем. Все свои лучшие качества мы, души, получаем в наследство от Высшего Отца, поэтому очень важно узнать Его точно и установить с Ним отношения.

Всевышний Отец всегда Бестелесный - в форме Души, Источника света и силы. Он - личность, Высшая Сознательная Энергия. Бог вечно Чистый и Совершенный. Силы и добродетели Бога безграничны. Бог - это Истина, Он никогда не теряет своих изначальных качеств, как это происходит с людьми. Бог - Устраняющий печаль и Несущий счастье, Очищающий и Дарующий спасение, Вечный источник всех сил и благословений.

3. Йога и состояния Медитации
Буквальное значение слова «йога» - это союз, соединение. В духовном плане - это соединение души с Высшей Душой с помощью мыслей, общение с Богом, полные любви взаимоотношения с Высшим Отцом.

Когда налаживается такая связь (йога) между душой и Высшей Душой, то душа окрашивается качествами Бога, наполняется духовными силами от Отца. Высокая и сильная энергия Бога как огонь очищает душу от примесей. Отрицательные качества, слабости и пороки сгорают в этом «огне Йоги».

Грубое материальное сознание, ощущение себя телом мешает душе почувствовать тонкие вибрации Бога. Поэтому важно точно усвоить первый урок: душе надо освободиться от телесного сознания, которое блокирует йогу с Богом, и осознать себя душой, ребёнком Бога.

Для того чтобы установить глубокую и стабильную связь с Богом, достичь единения с Ним, душа проходит четыре ступени:
а) настрой - подготовка к медитации. Нужно расслабиться и успокоить мысли.
б) медитация - размышление в безмолвии. Мы создаем мысли о душе, о ее изначальных качествах, о Высшей Душе, о качествах Бога. Здесь важно не просто думать (создавать мысли), но также визуализировать, ощущать и переживать каждую мысль.
в) концентрация - наступает, когда ум перестает блуждать. Здесь уже нет необходимости специально создавать мысли, душа становится олицетворением, воплощением этих мыслей: о себе, о Боге... Мысли и чувства сливаются вместе.
г) осознание - это полная реализация. На смену мыслям приходит ощущение. Душа испытывает легкость и свободу, ее принизывают лучи света, покоя, любви, чистоты, идущие от Высшей Души.

Новичкам приходится обращать больше внимания на первые две ступени, однако по мере практики и развития первые ступени проходятся все быстрее и практикующий Йогу получает всё больший опыт концентрации и осознания.

4. Философия Кармы (действий)
Духовный Закон Кармы носит универсальный характер: «Что посеешь, то и пожнешь». Как и закон сохранения энергии, он действует всегда. Здесь есть четкая взаимосвязь между действием и результатом. Это закон причины и следствия.

Закон Кармы - это закон высшей справедливости. Если вы дарите другим счастье, то и получите счастье. Каждое действие создает кармический счет. И рано или поздно, но по всем таким счетам нам надо будет расплатиться. Все хорошее или плохое в нашей жизни приходит к нам именно на основе кармических счетов. То есть это мы заработали сами своими же действиями. Все справедливо.

При этом философия кармы очень глубока. В каждом рождении, которое принимает душа, она взаимодействует со многими людьми и создает огромную кармическую сеть. Какие-то действия влияют на других: либо вдохновляют на лучшее, либо провоцируют на ошибки, и тогда плоды таких действий приумножаются.

Семена наших действий - это мысли. Качество мыслей определяет качество наших действия и как результат этого - качество нашей жизни. Поэтому очень важно следить за своими мыслями: останавливать негативные мысли и целенаправленно создавать сильные положительные мысли.

Практика медитации помогает управлять своими мыслями и создавать нужные мысли на основе понимания. Благодаря этому у нас больше идей и поводов для позитивных действий, которые ведут к успеху и дарят радость как нам самим, так и окружающим людям. Таким образом мы укрепляем свои положительные санскары и создаём положительный кармический счет.

Теория Легкой Раджа Йоги создает целостное мировоззрение, способствующее развитию положительного мышления и созданию сильного стабильного состояния. Приведенные здесь простые, на первый взгляд, понятия, глубоки по своему содержанию. Полное осознание духовных законов и понятий требует практического освоения. Эта практическая часть содержится в остальных предметах: Йога, Дхарна и Сева.

Практика медитации (Йога) помогает глубоко осознать и усвоить теорию, то есть обрести состояние спокойствия ума и внутренней чистоты, практически развить осознание себя душой. Дхарна проявляется в том, что мы в своей жизни придерживаемся духовных принципов и следуем духовным законам. Благодаря этому человек глубже понимает важность и ценность духовного знания.

Служение обществу (Сева) с одной стороны является экзаменом, так как показывает, насколько мы продвинулись в своем духовном развитии. Ведь только тот, кто наполнен сам, сможет реально помогать другим. Но с другой стороны Служение также является сильным средством для дальнейшего развития, помогая усвоить многие добродетели и духовные силы.

Результаты практики Легкой Раджа Йоги
Люди, которые регулярно практикуют Легкую Раджа Йогу, замечают много позитивный перемен в своей жизни. Эти изменения проявляются практически во всех областях: здоровье и внутреннее состояние, саморазвитие и взаимоотношения, деловая активность и материальное благополучие, творчество и самореализация.

Первое, что замечают и ощущают в себе те, кто начинают системно заниматься Раджа Йогой, - это достижение внутреннего спокойствия и освобождение от стрессов. Спокойствие ума - первое условие, необходимое для успешной практики медитации, и первое достижение от практики. Благодаря сильным и чистым мыслям о себе и окружающих, которые мы усваиваем сознанием во время утренней медитации, становится легко сохранять спокойствие в течение всего дня. Благодаря этому мы ясно, без искажений воспринимаем события, освобождаемся от внутреннего напряжения (стресса) и принимаем точные решения в нужный момент.

Современная медицинская статистка показывает, что около 95% заболеваний развивается именно из-за внутреннего (ментального) напряжения и стресса. Поэтому систематическая и длительная практика медитации оказывает явно выраженное положительное влияние на физическое здоровье человека. Есть несколько уникальных примеров использования Раджа Йоги для исцеления от серьезных заболеваний.

Медицинское крыло БКВДУ, опираясь на определение Совершенного Здоровья, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), разработало концепцию четырехмерного здоровья, в которую кроме физического, социального и психического (ментального) здоровья, было добавлено духовное измерение. Духовное здоровье основано на осознании истинной природы человека, его духовной сущности и на практике положительного мышления. Как показывает опыт многих раджа-йогов, именно духовное здоровье становится надежным фундаментом как для хорошего ментального, так и для социального и физического здоровья.

В 1998-2000 годах в Индии началось исследование влияния медитации (положительного мышления) на лечение коронарного атеросклероза средней и высокой степени тяжести. В программу лечения, кроме умеренных физических упражнений и специальной вегетарианской диеты, было предложено включить также стресс-менеджмент на основе медитации Раджа Йоги. Результаты исследований показали высокую эффективность предложенной программы. В дальнейшем этот проект успешно развивался под названием «Здоровое сердце». За несколько лет в нем приняли участие около 2500 человек, страдавших ишемической болезнью сердца. Они смогли заметно улучшить свое самочувствие без хирургического вмешательства. Изучив результаты этих исследований, правительство Индии в январе 2008 года придало этому проекту статус национальной программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того в исследованиях, проводимых Медицинским крылом БКВДУ в 1985 году, было обнаружено, что подавляющее большинство практикующих Раджа Йогу быстро и с легкостью избавляются от вредных привычек (курение и алкоголь). Через месяц практики Раджа Йоги из исследованной группы 183 курильщиков - 135 отказались от этой нездоровой привычки (74%). После одного года занятий Раджа Йогой только 5 человек из 183 курильщиков (2,7%) не смогли освободиться от этой зависимости. А в аналогичном исследовании относительно алкогольной зависимости из группы 80 человек - 78 полностью избавились от алкогольной зависимости к концу месяца. Одному человеку на это потребовалось 6 месяцев и еще одному 1 год.

Так же благодаря положительному внутреннему отношению, усвоенному в медитации, и освобождению от внутреннего напряжения, заметно улучшаются взаимоотношения как в семье с близкими людьми, так и с коллегами по работе. Это главные составляющие социального здоровья и благополучия.

Деловые люди и руководители организаций, практикующие Раджа Йогу, отмечают, что заметно повышается работоспособность и эффективность деловой активности. Все дела в целом идут легче, возникает меньше конфликтов и трудностей, но даже те проблемы теперь решаются быстрее и легче. Жизнь становится более гармоничной - на всё хватает времени: на бизнес, на общение с семьей и близкими, на профессиональное и личное саморазвитие и на духовное служение обществу.

Кроме этого многие отмечали следующие достижения от практики Раджа Йоги:
- увеличение силы концентрации, что явно ощущается во время обучения: улучшается восприятие и понимание новой информации, запоминание;
- улучшается характер, развивается привычка замечать в других хорошие качества и особенности;
- развиваются творческие способности и таланты;
- развиваются духовные силы (приятие, терпение, различение, сотрудничество, принятие решений и др.)

Подводя итог в целом можно отметить, что практика Легкой Раджа Йоги, несмотря на свою кажущуюся легкость и простоту, показывает высокую эффективность. Методологический подход в обучении гармонично сочетает в себе как «западный подход» к обучению: детализация, рациональный анализ и понимание информации, так и «восточный (созерцательный) подход», опирающийся на внутренние чувства, интроспекцию и самонаблюдение. Благодаря этому сама теория Раджа Йоги понятна и доступна для большинства простых людей.

Использованная литература
1. Раджа Йога. Метод и цель, Б.К.Джагдиш Чандер. БКВДУ, Москва, 1994
2. Новое Знание для Нового мира. ЦДР, Москва, 2011
3. Жизнь без стресса. БКВДУ, Москва, 2004
4. Здоровое сердце. БКВДУ, Санкт-Петербург, 2010
5. Нравственные ценности. ЦДР, Москва, 2011
6. Бизнес и Йога. БКВДУ, Москва, 2006
7. Как достичь цели с помощью восьми сил. ЦДР, Москва, 2014

Курганов Сергей Юрьевич,
координатор отделения Межрегиональной общественной организации

Раджа-йога, как Путь свободы от кармической связанности.

Наивысшим авторитетом в раджа-йоге был автор «Йога-сутры» мудрец Патанджали. Он основывал свое учение раджа-йоги на древней индийской философии санкхьи. Главным отличием между йогой Патанджали и санкхьей является религиозный аспект – признание Патанджали существования бога Ишвары, свободного от кармической связанности, в то время как санкхья рассматривает природу через взаимодействие материальной сущности (пракрити) и духовной (пуруша).
В этом контексте раджа-йога представляет собой путь к пониманию Ишвары, признанию его существования. И само слово «раджа» (в переводе с санскритского «царь») относится к Ишваре.

Однако раджа-йога может быть и путем для людей, не склонных к религиозному сознанию и поискам бога за пределами своего Я.

В таком случае цель раджа-йоги – очищение пуруши (души, нашего истинного Я) от авидьи (повседневного заблуждения, ложного знания, которое мешает человеку видеть мир таким, каков он есть на самом деле). В «Йога-сутрах» говорится, что пуруша может видеть только посредствам ума.

Поэтому для правильного восприятия необходимо очищать ум. «Поскольку пуруша видит через ум, качество наблюдения полностью зависит от состояния ума» . «Ум должен стать тонким и чистым, как кристалл, чтобы он отражал параматму, а не вритти или васаны» . Целью раджа-йоги является постепенное очищение и прояснение ума, в результате чего пуруша получает возможность видеть мир неискаженным и доносить это видение до нас. В данном случае раджей можно назвать самого пурушу – нашего внутреннего царя. «Кто бы ни был царем – пуруша или Ишвара, в любом случае раджа-йога – это йога, в которой царь занимает свое законное место» . То есть место того, кто нами управляет.

Патанджали указал восьмиступенчатый путь достижения цели раджа-йоги – очищения ума и достижения самадхи, состояния Cверхсознания. Первые четыре ступени такие же, как и в хатха-йоге: яма, нияма, асана, пранаяма.

Цель первых двух ступеней (ямы и ниямы) – достижение чистоты духа, высокой моральности, которые необходимы для дальнейшего изучения раджа-йоги. Это необходимо для того, чтобы не растрачивать энергию пустую на исправление совершаемых ошибок в жизни. Цель третьей ступени – обретение здорового тела, так как заболевания тела мешают человеку сделать свой ум достаточно твердым и не дают сосредоточиться на духовном.

Здоровое тело необходимо как инструмент для реализации задач следующих степеней – концентрации и медитации, которые связаны с длительным пребыванием в одной позе с прямой спиной.

Все ступени взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, принципа сатьи необходимо придерживаться во время практики асан – честно сознаваться себе в том, на что способен наш организм и до какого предела мы в данный момент способны войти в асану, иначе можно навредить своему телу, и это уже не будет йогой.

И даже если мы отдаем себе отчет в том, что тело еще не способно пойти глубже в асану, но пытаемся прорваться через жесткости в нашем организме, невзирая на резкую боль, мы нарушаем принцип ахимсы, который должен применяться не только в отношении других существ, но и по отношению к самому себе. И это тоже никак не способствует прогрессу в йоге, но часто наоборот – ведет к травмам и необходимости приостановить практику на неопределенный срок с целью восстановления поврежденных тканей организма.

Четвертая ступень – (метод контролировании праны) дает энергию и устраняют многие физические препятствия на пути изучения йоги, такие как слабость тела и лень. Дыхательные упражнения помогают приобрести контроль над эмоциями и успокоить ум. Тело, дыхание и сознание очень связаны между собой. Научаясь контролировать тело и дыхание, мы непосредственно воздействуем на сознание и приходим к способности контролировать его. У большинства людей ум настолько слаб, что постоянно находится под контролем тела – его желаний и проявлений.

Цель раджа-йоги – научиться управлять своим умом, контролировать его, овладевая таким образом способностью к концентрации его силы.

Индийский философ Свами Вивекананда указывает на то, что человек, достигший совершенства в контроле над праной, способен управлять Вселенной. «Как Веды обобщают все многообразие вселенной в Единое Абсолютное Существование и познавший это Единство познает всю вселенную, так и все проявления энергии обобщены в пране, и познавший прану познал все силы вселенной, духовные и физические. Человек, способный контролировать прану, контролирует свой ум, а значит, и ум как таковой. Человек, способный контролировать прану, контролирует свое тело, а значит, и всякое тело вообще, поскольку прана есть обобщенное проявление энергии» .

Следующая ступень раджа-йоги, пратьяхара, учит обращать ум внутрь самого себя, уметь отделить ум от чувственных восприятий и управлять им. Для этого необходимо в первую очередь перестать пытаться контролировать мысли, отпустить их и просто наблюдать за ними. «Отпустите поводья: чудовищные мысли могут прийти в голову, вы поразитесь тому, что способны на такие мысли. Но скоро вы убедитесь, что с каждым днем затихают метания ума…

В первые месяцы вас будет удивлять количество мыслей, проносящихся в голове, постепенно их будет меньше, потом еще меньше, пока ум не окажется под контролем, но для этого нужно работать изо дня в день» . Цель пратьяхары – научиться видеть объекты только умом, не прибегая к помощи органов чувств. Сознание становится чистым зеркалом созерцаемых объектов. Сознание напрямую получает информацию об объектах, не искажённую восприятием органов чувств. Пратьяхарой является и такое состояние, в котором задействуются органы чувств для концентрации и медитации – например, созерцание. Главный принцип пратьяхары – подчинение чувственных восприятий уму.

Концентрация, или дхарана, – следующая ступень раджа-йоги – будут даваться гораздо легче тому, кто научился пратьяхаре. Иначе неконтролируемые мысли и чувства будут постоянно отвлекать от объекта концентрации. Цель дхараны – научиться концентрироваться на одном объекте, не давая посторонним мыслям и чувствам нарушить этот поток внимания.

Способность к концентрации открывает (дхьяна). Если во время наступления дхараны ум движется в одном направлении, то в дхьяне он погружается в определенный объект и устанавливает связь между своим Я и объектом.

Несмотря на то, что последовательность ступеней раджа-йоги указана мудрецом Патанджали именно в таком порядке, следует снова подчеркнуть, что эти ступени дополняют и влияют друг на друга. Человек, всерьез практикующий асаны и пранаяму, учится испытывать состояние дхараны уже на этих стадиях, поскольку ум его должен быть сосредоточен на ощущениях тела.

«При выполнении любых практик, будь то асаны, пранаяма или медитативные техники, самое главное – осознанность. Это означает, что внимание направлено на определенный вид деятельности, например, на дыхание, и в то же время вы понимаете, на что направлено внимание. Это первая ступень к высшему осознанию. Вы становитесь наблюдателем по отношению к процессам в собственном теле, затем учитесь наблюдать за деятельностью ума, а потом – и за более глубинными аспектами ума».

На последней ступени в сознании практикующего происходит полное слияние объекта медитации и собственного Я. Я растворяется в объекте медитации и ощущает себя с ним единым целым. «Самадхи – это прогрессивный, последовательный выход за пределы (трансценденция) сфер объекта, движения, мысли и инстинкта» . В состоянии самадхи, которое и является целью раджа-йоги, ум абсолютно свободен от авидьи и видит все объекты, закономерности и причинно-следственные связи в их истинном свете.

В случае если дхарана, дхьяна и самадхи направлены на один объект, три последние ступени раджа-йоги объединяют в одно состояние – саньяма. Саньяма – это полный ментальный контроль над осознанием объекта. «Посредствам самьямы исчезают все другие состояния сознания, семя же остается» . Семя – это ментальные конструкции, «основание для сознания».

Йога-сутры Патанджали описывают шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита.

Это названия очень тонких флуктуаций, происходящих перед высшим самадхи – нирвикальпой. В более общем смысле состояние самадхи делится на два вида – савикальпа и нирвикальпа самадхи. В состоянии савикальпа самадхи («самадхи с семенем») в уме присутствуют объекты медитации (пуруша, Шива, Аум и т.д.) – это семена, которые имеют тенденцию к разрастанию. В состоянии высшего самадхи, или нирвикальпы, удалены последние следы самскары и викальпы. В самадхи есть сознание, но нет объекта.

«Индивидуальное сознание исчезает…. Нет даже желания быть освобожденным. Это состояние без времени и без изменений – высшее самадхи» . Это состояние и является целью раджа-йоги, истинной реализацией человека в этом мире, дарующей освобождение от круга перерождений и страданий, испытываемых обычными людьми в каждом новом физическом воплощении.